Share This Post

Философия / Щипков Василий

Трансгуманизм как катализатор потребления в современном обществе

Постмодерн – это эволюция модерна, которая порождает общество потребления и идеологию трансгуманизма.

Сегодняшний день в культурном отношении представляет собой завершение модерна («большого модерна», «современности») – эпохи, включающей в себя Возрождение, Просвещение, Новое и Новейшее время. Основополагающим принципом общества и культуры на протяжении всего модерна был секуляризм. Кульминацией, высшей точкой модерна стал период конца XIX – начала XX века, когда многие учёные и философы полагали, что секулярное рациональное мировоззрение вскоре должно окончательно вытеснить те немногие элементы религиозного, что ещё остались в человеке и обществе, и полностью подчинить себе человеческую культуру. Однако ХХ век показал, что у рациональности и научного метода познания мира есть свои границы и дальше определённой черты этот способ мышления продвинуться не может. Во второй половине ХХ века модерн оказался в состоянии острого кризиса – постмодерна (постсовременности). Постмодерн – это не устойчивое состояние человеческого общества и человеческой культуры, а переходное состояние, точка бифуркации. Постмодерн – это не «новая эпоха» и не «конец истории». Постмодерн означает такое состояние модерна, при котором начинается процесс его самодеконструкции.

Социальные и политические формы и институты, в которых существует общество постмодерна, в основном остались прежними, теми же, что и в эпоху модерна. Национальное государство всё ещё остаётся основной единицей политического устройства, хотя и подвергается определённому давлению, со стороны идеологий глобализма и регионализма. Секуляризм по-прежнему остаётся принципом, закреплённым в конституциях ведущих мировых держав, хотя и дал трещину в виде укрепления традиционных и нетрадиционных религий в мире. За людьми формально по-прежнему признаются равные права и свободы, несмотря на фактическую легализацию новых форм дискриминации (например, «позитивной дискриминации», см. п. 11.11.). Тем не менее перечисленные области подвергаются активной эрозии под воздействием новых ценностей, и это позволяет говорить о том, что в аксиологическом отношении постмодерн является провозвестником новой эпохи. Ключевые понятия модерна, определяющие государство, место религии в обществе, представление о человеке, перешли в постмодерн, но их значение при этом существенно изменилось. Постмодерн представляет собой продолжение модерна на институциональном уровне. Но при этом в социокультурной и политической плоскости происходит постепенная девальвация и деградация его норм и ценностей.

Гуманистическая идея о человеке как о высшей ценности никогда не была реализована на практике и всегда оставалась на уровне благих намерений

Ценностной основой модерна является гуманизм – комплекс идей, в основе которых лежит представление о человеке как о высшей ценности, «мере всех вещей». Идея о человеке как о высшей ценности никогда не была реализована на практике и всегда оставалась на уровне благих намерений. Этот разрыв между теорией и практикой со временем привёл к тому, что сама теория утратила свою состоятельность. В эпоху постмодерна человек последовательно перестаёт быть главной целью, начинает рассматриваться как средство для достижения иных целей. Важным шагом в этом направлении стало преобразование современного общества из «общества производства» в «общество потребления». В производственно-техническом отношении мало что изменилось: фабрики и заводы продолжили производить товары, а люди продолжили их покупать. Но при этом изменилась трактовка этого процесса. Общество производства стремилось удовлетворить естественные потребности человека, тогда как общество потребления стремится сформировать у человека новые потребности, чтобы заставить его потреблять как можно больше. Человек перестал быть целью модерна и стал средством – модерн смирился со своей невозможностью и стал постмодерном. В аксиологическом аспекте это означает перерождение гуманизма в новую постгуманистическую идеологию, идеологию трансгуманизма, в которой человек уже на уровне базовых установок превращается из цели в средство. Трансгуманизм модернизирует общество потребления так, что объектом потребления в нём становится сам человек. Апологеты общества потребления предлагают облегчить человеческую жизнь через потребление всевозможных технических достижений. Однако процесс производства так устроен, что человек рассматривается в нём преимущественно как средство для извлечения прибыли. Точно так же трансгуманизм провозглашает своей целью избавление человека от трудностей через усовершенствование его тела и природы, однако на деле трансгуманистические идеи создают новый гигантский рынок товаров и услуг.

Трансгуманизм рассматривается своими идеологами как долгосрочная мировоззренческая концепция, которая призвана вывести потребление в обществе на новый уровень и сохранить существующие принципы мирового экономического развития. При этом на новый уровень выйдет и прибыль корпораций, которые станут предоставлять услуги по модифицированию человеческого тела. Если раньше человек потреблял образы предметов и явлений, то в трансгуманистическом обществе главным объектом потребления должен стать образ самого человека. Или, говоря христианским языком, объектом потребления должна стать степень искажения человеческого образа, степень отдаления человека от состояния нормы.

Потребление в современном обществе давно стало не столько процессом использования той или иной вещи по её прямому назначению, сколько демонстрацией потребления, потреблением образа вещи. Чтобы такое потребление стало возможным, образ вещи должен получить собственное независимое существование, не сводимое к практической ценности того предмета, к которому он относится. Для потребления человеком образа должно произойти отчуждение этого образа от материального предмета. Точно так же обстоит дело и с образом самого человека. Чтобы потреблять (и конструировать) свой образ, человек вынужден отделять этот образ от самого себя, объективировать его. Такое состояние самоотчуждённости ненормально для человека. Пребывая в нем, человек утрачивает цельность сознания, свою самотождественность.

Трансгуманизм усиливает роль потребления как квазирелигиозной практики. Символика корпораций, производящих электронные устройства, автомобили, предметы ежедневного пользования, вызывает во многих людях чувства, сопоставимые по своей интенсивности с религиозными. Потребление не только удовлетворяет человеческое самолюбие, но и несёт в себе смысл жизни.

Религиозное отношение к потреблению – это один из столпов, на которых зиждется трансгуманистическая идеология

Потребление человеком различных «собственных образов» или услуг по модификации тела и изменению природы может стать смыслообразующим для всей жизни, стать главной духовной целью человека.

Религиозное отношение к потреблению является одним из проявлений имманентизма, сакрализации имманентных (земных, посюсторонних) предметов и явлений. Устроение общества на началах имманентизма стало следствием процесса секуляризации и разрыва западной культуры с христианской традицией. При этом имманентизм создаёт свои секулярные культы и верования (вера в прогресс, в человека и т.п.). В последние десятилетия распространённой имманентистской квазирелигиозной практикой стало потребление. Идеология трансгуманизма призвана укрепить этот культ, вдохнуть в него новую жизнь. Усовершенствование тела и потребление его образов рассматривается трансгуманизмом как главная «духовная практика», более важная, чем потребление материальных вещей.

Трансгуманизм претендует на то, чтобы формировать новые социальные нормы. С точки зрения либерального гуманизма жизнь человека и его физическое благополучие являются высшими ценностями, которым должен быть подчинён весь ход человеческой жизни, все идеалы и устремления. Согласно этой точке зрения, тело человека – это и есть сам человек.

При таком подходе любое усовершенствование тела, укрепление его здоровья неизбежно воспринимаются как высшее нравственное деяние, а всё, что может нанести телу ущерб, сократить срок его жизни, рассматривается как безусловное зло. Таким образом, для человека, мыслящего в гуманистической парадигме, трансгуманизм должен стать не просто нормальным, но и нравственно-положительным явлением.

Поэтому пренебрежение трансгуманистическими практиками и тем более целенаправленная борьба с ними в трансгуманистическом обществе должны расцениваться как маргинальные и антисоциальные, а в более отдалённой перспективе могут осуждаться как преступные. В настоящее время подобным образом личный отказ от использования мобильного телефона или сети Интернет оценивается в современном обществе как признак маргинального поведения.

Аналогичное ограничение, если оно будет применено родителями по отношению к своему ребёнку, может быть оценено законом как проявление насилия, несмотря на факт присутствия в телекоммуникационном поле недопустимого для детей контента. В современном обществе использование телекоммуникационных технологий стало нормой и условием полноценной социальной жизни для абсолютного большинства людей. По этой аналогии можно предположить, что в будущем в случае укрепления в обществе идеологии трансгуманизма наступит момент, когда привилегией станет не возможность изменить своё тело, а возможность отказаться от такого изменения для себя и своих детей.

Трансгуманизм как катализатор спроса на технологии в современном обществе потребления. В социально-экономическом смысле трансгуманизм – это не конец общества потребления, а его выход на новый уровень. Трансгуманизм продолжает призывать ко всё большей технологизации человеческой жизни, с той лишь разницей, что объектом теперь становятся не внешние по отношению к человеку предметы, а его собственное тело.

К настоящему времени отдельные аспекты трансгуманизма, например, стремление к продлению своей жизни, уже стали желанной целью для большой части элит. Однако развитие конкретных технологий возможно, если они имеют спрос. Массовая мода на трансгуманизм может стать эффективным средством пропаганды этой идеологии среди большинства населения и создать не только спрос на подобные технологии, но и полигон для их реальных испытаний.

Share This Post

Leave a Reply

Your email address will not be published. Required fields are marked *

You may use these HTML tags and attributes: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>

Перейти к верхней панели